Когда я приступал к подготовке данного материала, у меня была установка написать обычный обзор. Просмотрев несколько десятков сайтов, я понял, что эта тема является куда интереснее и глобальнее, и было бы неплохо обобщить увиденный опыт стольких сайтостроителей: выделить общие ошибки, показать "истории успеха". Многие из них шли к своему результату много лет, методом проб и ошибок улучшая свой портал. И если разбирать их в массовом порядке, аналогии и закономерности становятся очевидными. Сразу отвечу на ожидаемую критику: сайты специально подбирались не по принципу "лучшие из лучших", а "лучшие и самые типичные", потому что для полноты картины необходимо было рассмотреть все самые распространенные случаи.
Стандартная эволюция городского портала выглядит приблизительно так:
- студенческий проект — хаотические эксперименты с возможностями системы, обилие разномастной рекламы, пиратский контент (привычные оправдания, что на сайте размещены лишь ссылки, в данном случае сути не меняют);
- полупрофессиональный этап — подбирается команда единомышленников, начинается целенаправленная работа с сообществом, уделяется повышенное внимание социальной направленности, уменьшается количество рекламы за счет увеличения ее эффективности и привлечения местных рекламодателей, но все еще остаются "пережитки прошлого" (вроде ссылок на файлообменники);
- профессиональный городской портал — оперативная подача новостной информации (зачастую официальное сотрудничество с местными СМИ и/или публикации пользователей), наработанная целевая аудитория грамотно используется при общении с рекламодателями, платные возможности на сайте, портал приносит стабильный доход или является средством продвижения своих основных услуг (профессиональный веб-дизайн, выпуск журнала и прочее).
Разумеется, "все обобщения ложны, в том числе и это", и существуют чисто коммерческие проекты, которые изначально создавались на профессиональном уровне и не вписываются в эту схему развития. Но, к сожалению, в общей массе они составляют незначительный процент.
В публикации, послужившей толчком к написанию этого обзора, дается несколько полезных советов будущим создателям городского портала. Хотелось бы дополнить их практическими наблюдениями. К примеру, покупка своего домена не только способствует узнаваемости, но также упрощает решение проблем с переделкой сайта: ведь на первоначальном этапе далеко не все грамотно используют модули uCoz для публикации материалов. В дальнейшем их количество увеличивается, и образуется хаос ссылок, подкатегорий и запутанной навигации по сайту, что смотрится непрофессионально и отталкивает посетителей.
Так же немаловажен и дизайн сайта. Можно выбрать понравившийся шаблон для uCoz, а можно создать свой уникальный дизайн. Предпочтение нужно отдавать персональному стилю, но если пока не хватает нужных знаний - можно не заострять свое мнениание на этом.
Как видно из анализа успешных проектов, все публикации на сайте (статьи, новостной и справочный материал) веб-мастера умудряются организовать с помощью модулей "Новости", "Блог" и "Каталог статей". Весь секрет — в разумном использовании разделов и категорий, которые становятся каналом для своего направления информации. Единственное, стоит помнить, что каждый из этих модулей имеет свой лимит — 80.000 публикаций (учитываются все материалы во всех разделах и категориях модуля). Поначалу это кажется огромной цифрой, но если проект получит общественное признание (а посетители право на добавление статей), такие масштабы вполне могут стать достижимыми.
Чтобы создать успешный проект, необходимо учитывать все мелочи. Неявные с виду логические связи могут привести к долгосрочным последствиям. Меню неразрывно связано с организацией контента, контент — с целевой аудиторией, целевая аудитория — с будущими рекламодателями и доходами. Поэтому многие детали создаваемого городского портала надо продумывать еще до начала работ. В противном случае нерациональное использование функциональных возможностей системы при старте может стать головной болью, когда проект наберет обороты.
При огромном количестве подпунктов горизонтальное меню, на мой взгляд, смотрится более понятно и менее громоздко, чем вертикальное. Контент стандартного городского портала можно разбить на несколько разделов:
- история города, достопримечательности, общая информация о районе (крае, области);
- новостной раздел (местные СМИ, публикации посетителей о происшествиях, обновления самого проекта);
- справочный материал (адреса и телефоны местных организаций, расписание движения транспорта, адреса банкоматов — продолжать можно до бесконечности);
- работа с сообществом — форум, публикации посетителей в блоге, раздел знакомств (обычно это дополнительный сайт с использованием поддомена);
- бизнес — сюда заносят все, что имеет более-менее коммерческую окраску (доска объявлений, каталог предприятий, трудоустройство, недвижимость); иногда добавление объявлений делают возможным только после регистрации;
- развлечения — афиша кинотеатров, мероприятия в клубах, раздел "куда пойти";
- каталог статей — просто полезные материалы (кулинарные рецепты, мастер-класс по созданию чего-либо своими руками, обзоры фильмов и игр, уникальные материалы на произвольные темы). Данный пункт не является обязательным и может частично входить в другие разделы. Однако он способствует привлечению новых пользователей и лучшей индексации поисковиками.
Монетизация — самый основной вопрос для сайтостроителя. Развитие городского портала требует большого количества времени, сил, а иногда и личных средств. Без финансовой поддержки сайт быстро приходит в упадок, поскольку веб-мастер теряет интерес к его наполнению, а посетители перестают заходить на необновляемый сайт. Однако еще раз повторюсь: о том, как именно вы будете зарабатывать через пару лет, необходимо думать еще на стадии проектирования. Далее я хотел привести несколько доводов против пиратского контента, но погряз в болоте этических рассуждений. Так что постараюсь максимально упростить свою идею: на первоначальном этапе сомнительные ПО и медиа-файлы действительно привлекают аудиторию. Но это не совсем то сообщество, за которым на сайт может прийти серьезный рекламодатель, а репутацию в дальнейшем будет очень трудно подправить.
Постараюсь обобщить способы заработка, увиденные на городских порталах:
- самый простой — Google AdSense, РСЯ и прочие подобные рекламные сервисы (правда, некоторые из них имеют весьма жесткие требования к посещаемости сайта и его содержимому);
- немного посложнее — использование сервисов типа sape.ru, xap.ru, mainlink.ru и т.д. для размещения рекламных ссылок на странице и непосредственно в тексте (доход существенно зависит от параметров тИЦ и PR);
- размещение платных статей у себя на сайте через специальные сервисы или от местных рекламодателей (отзыв о посещении ресторана или покупке в магазине бытовой техники);
- сдача в аренду площадей сайта под баннеры;
- получение комиссионного вознаграждения от заказов, привлеченных через сайт (в таких объявлениях публикуется телефон веб-мастера, который потом передает заказ, например владельцу квартиры, сдающему ее посуточно);
- немного экзотика для ниши городских порталов, но раздел с онлайн-играми присутствует на страницах некоторых участников обзора, — партнерская программа сервисов вроде gameboss.ru позволяет извлечь из этого выгоду;
- ну и совсем неформат — написание обзоров популярных игр, книг, фильмов с размещением партнерской ссылки на магазины наподобие ozon.ru.
Предполагалось, что основной мыслью данной статьи станет: как легко можно создать городской портал с помощью uCoz. Да, создать — легко. Но такой проект нуждается в регулярном наполнении и адекватном сообществе, а вот людей привлечь — и главное удержать — весьма сложно. С другой стороны, при должном усердии и планомерной работе ваш портал может стать важной городской информационной площадкой, а уникальные материалы позволят вам выделиться на фоне многочисленных и безликих "бесплатных досок объявлений". И тогда ваш сайт станет не только популярным, но еще и по-настоящему прибыльным. Фактически вы сами создадите себе рабочее место, с которого вас никто никогда не уволит. Кстати, а в вашем населенном пункте есть свой информационный портал? Возможно, пора ему появиться. ;)