Приветствую всех читателей нашего блога. Сегодня у нас интересное событие, которое, возможно, даст начало новой традиции: мы начинаем публиковать интервью с дизайнерами, работающими с нашим веб-сервисом.
И в этот раз моим собеседником будет Светлана Черненко, руководитель новосибирской веб-студии "Апельсиновый кот". Уверен, в этом интервью дизайнеры увидят много знакомых для себя ситуаций, а читателям будет просто интересно заглянуть за кулисы сайтостроения.
- Светлана, расскажите, как вы начали заниматься дизайном сайтов и как стали использовать uCoz?
- Дизайном сайтов я начала заниматься в 2000 году, это был мой первый личный сайт на хостинге narod.ru. По книге я осваивала правила разметки HTML (тогда о CSS, по-моему, даже речи не было). Это был забавный сайт - с картинками, нарисованными в Paint'е (и даже расширения у них были поголовно bmp). Затем был некоторый период, когда подобную деятельность я совершенно прекратила, но пришлось вспоминать, когда работала штатным менеджером в одной (в данный момент очень крупной) новосибирской компании. Необходимо было к выставке сделать прайс-листы в формате электронного каталога, и ничего более умного, чем сделать локальный сайт, я не придумала.
Но все работы были направлены именно на удовлетворения каких-то собственных текущих потребностей: даже форум на хостинге borda.ru был зарегистрирован чисто для себя, вместо сайта. Но на "борде" я задержалась ненадолго. Как оказалось, моих базовых знаний было достаточно, чтобы очень быстро научиться видоизменять дизайн форумов, это оказалось востребованным. Оставалось подтянуть CSS и Photoshop. Но всю жизнь на форумах работать не будешь. Спрос на подобные работы тоже сезонный, волнообразный, и выбирать себе один хостинг для постоянной работы не стоит. Ко всему прочему, накопилось достаточно графического и текстового материала, чтобы можно было говорить уже о создании собственного ресурса.
Так, в 2009 году, у меня появилось несколько заказов на дизайн сайтов на uCoz, но так как система была совершенно незнакомая, остановились на том, что я предоставлю только графические исходники, а уж "натяжку" они осуществят самостоятельно. Но работа была интересна, и в качестве своего пробного сайта я выбрала именно uCoz. Тем более что (за исключением некоторых моментов, но везде не без греха) настройки графики на uCoz оказались совершенно мне по силам, много ответов на вопросы уже были на форуме. Я активно использовала уже накопленные другими людьми знания – ведь я отнюдь не являлась первопроходцем в этой области. Ну и конечно – книги, книги, пусть и электронные.
Итак, первый и до сих пор удачно существующий мой проект на uCoz - это веб-студия "К-Дизайн". Он даже в июле 2009 года занял первое место в народном голосовании "Сайт месяца" (правда, назывался он тогда "Дизайн-студия Котика"). После успешного года работы (в 2010 году) я решила, что данная система способна обеспечивать меня финансово и зарегистрировала ИП.
Таким образом, 2 года я работаю официально, никогда не скрываю от своих заказчиков, что использую CMS uCoz, рассеиваю все их сомнения относительно "бесплатного, а значит не очень-то" хостинга. Все работы, которые я делаю, размещаются на платном хостинге. Мы активно покупаем и получаем в подарок доменные имена, заказчики в итоге остаются очень даже довольны простотой пользовательской части сайта. Ведь большинство из них максимум, что умеют, это работать в Word'е, но этих знаний оказывается вполне достаточно для того, чтобы управлять сайтом. В 2012 году мы запустили новый проект "Апельсиновый кот", который направлен на малый и средний бизнес Новосибирска и других городов России (благодаря проекту "К-Дизайн" накопился богатый опыт работы именно с иногородними клиентами).
- Большой ли у вас коллектив?
- Коллектив небольшой - 3 человека, но порой мы прибегаем к услугам сторонних исполнителей, которые не состоят в постоянном составе, однако мы периодически сотрудничаем с одними и теми же лицами.
- Был ли опыт работы с другими системами?
- Опыта работы с другими системами нет, кроме предоставления графических материалов. Но в планах есть освоение Joomla и Wordpress, именно в качестве расширения списка предоставляемых услуг, однако это не значит, что мы будем отказываться от благодарной публики, которая предпочитает uCoz. :)
- У вас отличный сайт! Как выбирали стиль? Много ли времени на это ушло?
- Идея "Апельсинового кота" вынашивалась примерно 3 месяца, причем в основе ее появления, конечно же, лежал злободневный финансовый вопрос. Дело в том, что "К-Дизайн" создавался как проект, объединяющий в себя "халяву" (созданную нами же, это кнопки для форумов, бесплатные шаблоны, какая-то графика, статьи и т.п.) и коммерческий проект – именно на нем хранилось портфолио, цены и осуществлялся прием заказов. Но так как проект изначально был ориентирован на частников (случайно мы попали в нишу владельцев питомников собак, да так там и "подвисли", правда, порой работу все-таки разбавляли и другие направления деятельности заказчиков), то стало очевидным, что данный проект не "потянет" коммерческий сектор. Ведь логично, что заказчик интернет-магазина будет заинтересован найти в нашем портфолио похожий проект, и он не будет выискивать его из десятков собачьих питомников. То же самое относится к малому и среднему бизнесу. Поэтому деятельность, направленную на коммерческих заказчиков мы выделили в отдельный проект.
Что касается стиля, то хотелось, чтобы сайт был очень информативный, достаточно строгий, однако располагающий к себе именно ту часть души человека, которую он принес из детства. Апельсины, мандарины, запах цитрусовых карамелек – это только положительные эмоции. Сайт достаточно яркий, оранжевый с желтым, с мультяшным персонажем. Однако, по отзывам клиентов, он не создает впечатления "доморощенности", но и не напрягает слишком серьезным подходом. Считаю, что мы добились того уровня эмоционального восприятия, на который рассчитывали.
- Сколько коммерческих сайтов у вас сделано на базе uCoz к настоящему времени?
- На данный момент, если объединить "К-Дизайн" и "Апельсиновый кот", у нас около 20 исключительно коммерческих сайтов (это сайты организаций, интернет-магазины) и более 50 сайтов питомников собак/кошек и информационных проектов (типа сайтов, которые аккумулируют в себе информацию, полезную определенному кругу посетителей – информация по зоотоварам, клуб любителей скрапбукинга и т.п.).
- Как решаете ситуацию, когда клиент хочет заведомо спорные вещи (вроде зеленого текста на красном фоне)? Стараетесь переубедить или сделать так, как хочет заказчик? Какими рекомендациями по "убеждению" можете поделиться? :)
- Ой, вы знаете, всякое бывает. Безусловно, во всех случаях стараемся отговорить от совсем уж радикальных каких-то вещей. Показываем примеры, как положительные "посмотрите, как это приятно и красиво", так и отрицательные "ну вы ведь сами видите – это ужас!" В подавляющем большинстве заказчики нам попадаются адекватные. Те, кто признаются – мы сами не понимаем, поэтому сделайте, чтобы красиво было, ведь на то вы и дизайнеры. Таким заказчикам мы обычно бываем очень благодарны, потому как за столько лет уже сами заметили – чем больше свободы дают для создания проекта, тем интереснее в итоге он получается, и тем проще и быстрее нам работается.
Правда, порой бывают и категорически не склоняемые в лучшую сторону просьбы, типа красных печатей на зеленом или синем фоне и все тут. Оставляем, как просят. Но предупреждаем, что нам это не нравится. Был даже случай, когда дизайнер упаковки для автотоваров звонила в компанию и чуть ли ни ругалась с заказчиком. Но так как наши отношения с этой фирмой уже давно и прочно перешли из просто рабочих в практически дружеские, то до конфликта, конечно же, не дошло. Оставили как есть, дизайнер осталась недовольна собственной работой, потому что заказчик как раз и попросил одно из очень уж спорных цветовых сочетаний. На следующий день курьер из этой компании привез нам 3 литра парного молока. За "вредность производства". :)
- С какими забавными пожеланиями со стороны заказчиков приходилось сталкиваться?
- Самое забавное пожелание обычно у нас звучит так: "Посмотрите вот этот сайт <ссылка>. Видите, как все красиво там? Сделайте мне такое же точно! Чтобы только на их не похожее было! И цвет другой! И меню, и вообще все!"
- Есть ли в вашей практике интересные примеры нестандартного использования функционала нашего веб-сервиса?
- Возможно, вам покажется интересным пример использования модуля "Блог" для размещения технического описания товаров (реализовано на http://sibrub.ru в каталоге товаров), использования модуля "Интернет-магазин" для реализации табличного каталога недвижимости одного из агентств недвижимости в г. Березники, использование "Фотоальбома" для реализации визуального каталога товаров. :) Да много примеров, но в таком объеме выполненных работ сложно вспомнить все.
- Какие особенности работы с нашим веб-сервисом вы можете назвать? Что удобно, что мешает?
- Самое главное удобство для нас – это простота создания дизайна для сайтов, несложная адаптация стандартных модулей к текущим потребностям (при проявлении некоторой смекалки), а также безусловная простота управления уже готовым сайтом для наших клиентов.
- Какого функционала в uCoz не хватает?
- Очень не хватает модуля фильтрации. Чтобы можно было создать что-то подобное фильтрам в интернет-магазине, но самостоятельно настроить не только поля, попадающие под фильтры, но и внешний вид данного модуля, неплохо бы добавить кнопочку "сбросить фильтр". Опять же не хватает категорически возможности переименовать поля в модуле "Интернет-магазин". Ну не нужен нам, допустим, производитель - почему бы ни использовать это поле для чего-то другого без подключения дополнительных полей? Думаю, это было бы востребовано. Опять же – нет понятия каталог товаров. Удобно для этого использовать фотоальбом, но вот количество символов описания – порой слишком мало для текущих потребностей. Слишком мало и возможных символов в блоге, статьях, да и просто страницах. Думаю, логичнее было бы снять такие ограничения хотя бы для сайтов, которые платят за место.
А так вы только скажите, мы перечислим много изъянов, ведь идеала не существует. :)
- Какие полезные советы начинающим вы можете дать?
- Начинающим что? Начинающим использование uCoz в качестве владельцев собственного ресурса или начинающим свой бизнес в качестве веб-студии или фрилансера?
- Для молодых веб-студий и начинающих фрилансеров.
- Наверное, самый-самый полезный совет, который я могу дать (и это относится на самом деле к любой из сторон жизни человека, в которых он хочет начать что-то новое для себя) – читайте! Научитесь целенаправленно искать информацию – это раньше было сложно в век бумажных энциклопедий, но сейчас, во время информационных технологий, это очень и очень просто. Не спешите сначала выучить, а затем применить полученные знания – вы не добьетесь успеха, разделите всю работу на этапы. На моменте создания картинки – ознакомьтесь с правилами будущей разметки. Если это сайт фиксированной ширины – это одна картинка, если же это "резиновый" дизайн – то необходимо учесть тянущуюся среднюю или одну из боковых частей.
Когда вы работаете в Photoshop'е и не знаете как сделать какое то конкретное действие – ищите урок, который пусть и не полностью совпадает с вашими потребностями, но по крайней мере включает хотя бы часть из них. Так же поступайте и с веб-разметкой – когда у вас есть правильно поставленный вопрос, должным образом сформулированный, вам не составит большого труда самостоятельно найти на него ответ. Источников много: начиная с официального форума uCoz (где тривиальные вещи из года в год обсуждаются, объясняются и выделяются в специально отведенные темы), и заканчивая электронной книгой http://htmlbook.ru, которой и я часто пользуюсь.
- Какие у вас пожелания к разработчикам в плане дальнейшего развития?
- Пожелание у меня самое главное – не бросайте работу! Не закрывайтесь! У вас отличные перспективы. :)
Ну, а если пожелания как разработчика сайтов, то вот какое (и думаю, меня многие поддержат) – это создание универсального модуля, в который можно было бы по необходимости добавить функционал существующих готовых блоков. Поясню, что я имею в виду. Модуль статьи, модуль блог, модуль каталог файлов – они основой своей похожи, но изначально предназначены для определенных целей. Опять же модуль статьи может быть только один, и если тебе необходимо использовать его для разных целей, то, увы, придется от этой идеи отказаться – оформление ВСЕХ статей будет одинаковым. А вот если бы была возможность, допустим, создать два модуля с одинаковым функционалом, но с различным оформлением – уже было бы намного лучше. То есть модуль не имел бы конкретной привязки к распространенному какому-то функционалу, и количество таких модулей не было бы ограничено. Например, создать два фотоальбома. Но в первом сделать одни поля и оформление – пусть будет фотоальбом, а второй модуль – все то же самое, но задать возможность размещения большого количества информации, добавить туда дополнительные поля и по-своему его оформить – и вот вам готов модуль визуального каталога товаров. Модулей можно создавать любое количество помимо стандартных, самостоятельно давать им названия, пусть каждый из них будет платным – мы скорректируем свои цены, однако в таком случае сможем удовлетворить большее количество пожеланий заказчиков. :)
UPD: Уважаемые читатели интервью, я понимаю, что вы обязательно зайдете на наш сайт чтобы посмотреть его в оригинале. И если вами движет исключительно любопытство - очень прошу отнестись с пониманием и не писать нашему оператору сразу же в форму обратной связи смайлики и просто "привет". Человек работает, и ожидает заказов и потенциальных клиентов, а не удовлетворения вашего праздного любопытства "что за кнопочка?" Все вопросы не по непосредственной нашей работе вы можете задать мне в ЛС (Серое_инкогнито), либо оставить в комментариях, я с удовольствием на них отвечу.
Светлана
Я благодарю Светлану Черненко за познавательную беседу и надеюсь, что вам тоже было интересно. Уверен, в комментариях возникнет немало домыслов, как именно отбирали претендентов на интервью. Все очень просто: у нас есть соответствующий каталог презентабельных сайтов - beston.ucoz.ru, куда все желающие могут предлагать свои и чужие работы. Те дизайнерские студии и фрилансеры, чьи работы попали в этот каталог, с большей долей вероятности смогут стать участниками наших следующих бесед на страницах блога uCoz. Главное - не останавливайтесь на достигнутом и продолжайте совершенствовать свои навыки, делая Интернет красивее. А мы вам в этом поможем!
Примеры сайтов студии "Апельсиновый кот"
Ознакомиться с полным циклом можно по ссылке.