Что такое UpTime? Почему 100% показатель это миф, какова реальность?
Сайт и его UpTime

Этот пост открывает цикл статей на большую и неприятную тему, которая касается всех участников веб-пространства. Мы попробуем разобраться в потенциальных причинах частичной и полной недоступности сайтов с плохим пингом, нагрузками, блокировками и т.д.

Что такое DDoS? Почему программисты ошибаются? Как застраховаться?

Повествование попробую вести понятным для широкого круга пользователей языком, дабы вывести на откровенный и полезный диалог. Начнем!


Одним из самых важных показателей комфорта жизни веб-ресурса является uptime. Фактически это время беспрерывной работы сайта. Чаще всего нам показывают это значение в процентах, то есть отношение времени штатной работы сайта к общему (день, месяц, год...) промежутку времени. Почти везде пишут про 99%, 99.99% или даже 99.(9)%. Однако никто не осмелится написать про 100%. Слишком большое количество вероятных факторов ежесекундно создает риск "падения" сайта. Начиная с нетрезвого экскаваторщика, заканчивая небесным светилом или мировым океаном.


Остановлюсь на главном, чтобы цель этого послания сразу была ясна.


Нам очень не хочется, чтобы какие-то из наших ресурсов прекращали свою работу даже на несколько минут. Это совсем не в наших интересах. Мы зарабатываем только тогда, когда все работает. Когда не работает - мы так же несём убытки. Даже если аккаунт платный, мы тратим огромное количество дополнительных ресурсов и бросаем все силы на скорейшее решение проблемы. Мы тратим реальные деньги на компенсации, мы теряем колоссальный нематериальный бонус – лояльность своих клиентов. Именно в наших интересах максимально быстрое решение глобальной проблемы. В наших интересах сделать так, чтобы подобное не повторялось в дальнейшем.
И, конечно, это касается не только нас, а абсолютно любого веб-сервиса и хостинг-провайдера.


Несколько примеров:



Примеров уйма, каждый день здесь или там что-то выходит из строя. Масштабы разные.

Уверен, по каждому из приведенных случаев можно написать книгу: какие ресурсы были потрачены на устранение неполадок, какие правильные и неправильные решения принимались в авральном порядке, что было сделано, чтобы подобное не повторилось. Любой сбой это испытание, которое в конечном итоге, если не убивает - делает сильнее.

Так сложилось, что мне нравится работать с пользователями тесно. С кем-то даже немного неформально, чуть ли не по-дружески. Все чаще замечаю, что отношение к "падениям" всё более серьезное и обстоятельное. Это не просто крики и ругань, это искреннее желание понять причины, где-то даже посильно помочь в решении. Это, безусловно, положительная тенденция, и на нас она накладывает еще больше ответственности. Чем мы ближе, тем сильнее спрос.


Следующие посты по теме будут конструктивно разделены на популярные причины сбоев. Попробуем рассказать подробнее про их суть, про возможные способы защиты. Надеюсь, язык повествования будет понятен всем.

По мере написания статей, ссылки на названия будут активироваться:

Эта статья входит в цикл статей блога "UpTime".
Ознакомиться с полным циклом можно по ссылке.
21 комментариев
1 Написал Екатерина) 21 Октябрь 2013, 16:43
Здравствуйте, Алексей! Тема очень важная, и, видимо, уже пора говорить о ней вслух.
2 Написал _CrySiS_ 21 Октябрь 2013, 16:47
Мне кажется, давно пора было такие статьи написать и всем про них рассказать (кто не знает/знал)
3 Написал alex-g 21 Октябрь 2013, 22:50
Для большинства будет очень полезно все это прочесть, чтоб не нести всякую чушь на форуме!
4 Написал job 22 Октябрь 2013, 16:35
Весьма полезное начинание. Потому что без знания причин недоступности сайта или сайтов людям очень сложно держать себя в руках. Конечно, большинство молчит терпеливо ждёт, но народ нервничает, переживает. Если эта информация как-то успокоит пользователей, создавших свои сайты на uCoz, то это будет очень хорошо.
5 Написал SOFTOLAB_COM 22 Октябрь 2013, 23:26
Знание причин и понимание этих причин несколько разные вещи, так что особо "умные" пользователи так и продолжат истерить на форуме в соответствующей (и не только) теме...
6 Написал Маркелов 23 Октябрь 2013, 22:41
" Мы тратим реальные деньги на компенсации" - я что то пропустил? Где и когда их платят?
7 Написал sergeymitrichev 23 Октябрь 2013, 23:09
"тратим" в смысле не на Вас biggrin
8 Написал stzarya 23 Октябрь 2013, 23:20
Их платят на счет в системе или в качестве продления оплаты тарифа. 
Безусловно, речь идет о случаях, когда виной падения непосредственно uCoz и аккаунт платный.
9 Написал Маркелов 24 Октябрь 2013, 22:03
))))))))))) Красивая сказка
11 Написал stzarya 25 Октябрь 2013, 12:59
если я правильно понимаю, вы уже обращались за просьбой о компенсации, после недоступности сайта по вине uCoz, но вам было отказано?
12 Написал Drinko 27 Октябрь 2013, 23:54
Алексей, подобные компенсации должны быть автоматическими, а не заставлять пользователей идти куда-то и кого-то выпрашивать.

Сейчас же ситуация видится в очень неприглядном контексте:  один, два, десять написали - им выплатим, а те, кто не заметил или унижаться не хочет - те ничего и не получат.

Это не правильно.
13 Написал stzarya 28 Октябрь 2013, 10:16
Если честно, ни разу предложеннную схему работы с компенсацией не встречал. Вообще нигде. Может разве какие-то единичные громкие случаи. В любом случае, без предупреждения работать с чужой бухгалтерией считаю неправильным.
Если поставить компенсации на автоматический режим, логично будет компенсировать абсолютное время простоя, стоимость которого будет выражаться зачастую очень маленькими суммами. Еще я не понаслышке знаю о пользователях, которые идейно не требуют компенсации, понимая риски падений и принимая потребность в плановых и неплановых технических работах. 
Но это все лирика. Те, кому компенсация нужна, обязательно за ней придут, уверяю.
14 Написал Drinko 28 Октябрь 2013, 12:48
Вот как пример, совсем недавнего случая:

Цитата
Компенсация за простой из-за DDoS атаки

Уважаемый клиент компании Coopertino!
Как ранее сообщалось, на сервер №39 производилась массированная DDoS атака. Максимально оперативно техническим отделом был проведен большой объем работ, чтобы отбить атаку и стабилизировать ситуацию.
Мы подключили дополнительную фильтрацию паразитного трафика с помощью мощного оборудования, подобные атаки больше не повлияют на работу ваших сайтов. Мы продолжаем работу над введением всех служб в штатный режим.

...

Наша цель предоставлять максимально качественные услуги, но предугадать такую мощную атаку не возможно, это совершенно не штатная ситуация. Мы очень ценим своих пользователей, и в качестве компенсации начислили на Ваш аккаунт +2 месяца хостинга бесплатно.

Еще раз приносим извинения за неудобства.
Мы сделаем все, чтобы предупредить такие ситуации и не допустить перебои в работе сайтов.

Спасибо что являетесь нашим клиентом.
С уважением,
Коллектив компании Coopertino.


Аналогичные компенсации были и от мастерхоста. Т.д. хостер сам, без всяких побуждений со стороны клиента, делает разумные, по его мнению, компенсации.
15 Написал stzarya 28 Октябрь 2013, 13:21
Уверен, что это частный случай. Хотя сравнивать априори платный хостинг с uCoz неправильно.
За мою шестилетнюю практику в мастерхосте, насильные компенсации были один или два раза. В целом, политика была похожей. Пишем в саппорт - ждем решения о компенсации.
Опять же, даже с технической точки зрения, в контексте компенсаций, я бы не стал сравнивать коммерческие хостинги с uCoz.
avatar
17 Написал nomad6591 07 Ноябрь 2013, 22:13
Fornex тоже выплачивает компенсации за простой и не частный случай а всегда ,когда сбой по их вине,и не нужно никуда писать,просто уведомляют пользователя о  компенсации,заходишь проверяешь и все ок. Но это только у ответственных фирм ,где качество обслуживания высокое,и техподдержку не ждут часами(сутками). Думается Юкоз не из таких.
Зато ложится (отдохнуть) частенько.
18 Написал stzarya 08 Ноябрь 2013, 00:28
Как-то у вас все в одну кучу.

Вы опять привели в пример платный хостинг. Бесплатная поддержка бесплатного сайтбилдера, причем иногда даже на уровне начального программирования - это очень хорошо. У uCoz есть еще и бесценный на мой взгляд инструмент - форум, где можно получить консультацию от неравнодушного, да и вообще накопать много интересного. На платные тикеты отвечают быстро. uWeb, например - это платный uCoz, отвечают быстро. На uCoz VIP У вас вообще круглосуточный персональный менеджер.

Таже история и с компенсациями и их адекватностью. Платные хостинги масштабируются иначе. Их посчитать проще.
Например, на базовом shared хостинге, под ресурсы сайта выделяются конкретные проценты, превышение которых карается с разной степенью жестокости. На uCoz вы можете держать сайт многократно превышающий по затратам себестоимость услуг и у вас никто компенсацию не попросит. Могут предложить  вариант переезда на выделенный сервер (uCoz VIP), но в конечном итоге и вам это будет выгодно, дышать легче станет, а цена станет соразмерной рыночной.

Платные зарубежные хостинги тоже хорошенько могут на _больше суток упасть_, что подтверждает ваш пример (оттуда вероятно и история с коменсацией). Со всеми бывает.

Лично я считаю uCoz отвественной компанией с достойным качеством оказания услуг. И считаю это не как сотрудник компании, которому за подобный отзыв по головке погладят(не погладят), а как пользователь разных хостингов, начиная от shared, заканчивая сервером на colocation.
10 Написал SOFTOLAB_COM 25 Октябрь 2013, 05:39
Нужно дополнить что это применительно только к uWeb...
avatar
16 Написал animator-17 29 Октябрь 2013, 09:40
те деньги которые вы предложите в качестве компенсации несоизмеримо меньше тех потерь, что происходят при этих вечных ребилдах.
если посмотреть на других хостеров, то у них такого не происходит, так что проблема, очевидно, где-то у вас.
вот сейчас сайт тормозит уже с позавчера, форум вообще не работает (ошибка 500), а ребилд всё продолжается и продолжается...
avatar
19 Написал Виталий8506 15 Ноябрь 2013, 13:56
Здравствуйте !
У меня сегодня весь день не работает сайт, точнее вообще не даёт зайти на страницу, пишет Невозможно подключиться к удалённому серверу.Сайту 4 года,раньше такого никогда не было
Сайт платный(vitaliknife.ru), подскажите куда обращаться, что делать ?
20 Написал Сharlie 15 Ноябрь 2013, 14:33
Здравствуйте! Обратитесь  в службу тех. поддержки веб-сервиса uCoz, перейдя по ссылке:   
http://www.ucoz.ru/contact
avatar
21 Написал Виталий8506 15 Ноябрь 2013, 16:16
Спасибо
Ваш комментарий